Джеффри Дивер: «Пожалуй, не стоит говорить о КГБ в интервью ТАСС...»

Новая книга о приключениях Джеймса Бонда под названием "Карт-бланш" поступила продажу в Великобритании 26 мая.

Автором нового романа о приключениях агента 007 стал американский писатель Джеффри Дивер, продолживший дело Яна Флеминга, создателя Джеймса Бонда. Кандидатура Дивера в качестве летописца "бондианы" была одобрена компанией "Ян Флеминг пабликейшнс", принадлежащей семье Флеминга и владеющей всеми правами на его литературное наследие. Представитель компании выразил уверенность в том, что Дивер, будучи "мастером по созданию готовой вот-вот взорваться напряженности" - из-под его пера уже вышли 29 шпионских и приключенческих романов, - вдохнет новую жизнь в литературное детище Флеминга и адаптирует его к современным условиям.
"За последние годы я обнаружил в себе способности немного уподобляться хамелеону, - заявил ранее Дивер в интервью агентству Рейтер. - Я создавал образы молодых афроамериканцев, писал о пожилых людях, писал с позиции женщин, серийных убийц и получал удовольствие от того, что залезал в их шкуру. Думаю, что для меня будет несложно войти в роль Бонда и других героев книги. Я не пишу ее в качестве Яна Флеминга. Это никому не под силу. Я создаю историю в жанре стремительного триллера, насыщенную различными поворотами, неожиданными трюками и сюрпризами".
Действия нового романа развиваются в Сербии, Южной Африке и Дубайе, где Бонд, уже в современных условиях, противостоит врагам Соединенного Королевства.
Джеффри Дивер дал интервью для ИТАР-ТАСС в знаменитом баре лондонской гостиницы "Савой", где когда-то любил выпить виски с содовой и сам Ян Флеминг.


 Вы всегда были поклонником Яна Флеминга и его книг о Джеймсе Бонде и даже как-то сказали, что книга "Из России с любовью" одна из Ваших любимых. Какие у Вас были ощущения, когда Вас пригласили принять эту эстафету и написать новый роман о Бонде?  Полагаются автору какие-нибудь "игрушки" Бонда, например, ключи от его старого доброго автомобиля "Астон Мартин"?
— Буду откровенен, я и сам на это надеялся. Но нового "Бентли" в моем гараже нет. Ящика с превосходным виски тоже. И наконец, быстро скажу по секрету, поскольку моя подруга тоже здесь и скоро придет, красотки Бонда мой дом тоже не осаждают.
Говоря серьёзно, я взялся за книгу о Бонде так же, как специалист любого другого ремесла берется за заказ. Представьте себе хирурга, которому на стол попадает пациент с мировой известностью. Скажем, президент или король. Он будет его оперировать так же, как и любого другого человека, согласно своему умению и опыту. В моём случае задача написать книгу об агенте 007 лишь добавила дополнительное измерение в том смысле, что главный герой это уже известный персонаж с легионом фанатов по всему миру. Я несу ответственность перед ними и моя обязанность сделать так, чтобы они остались довольны. Я не должен ни в коем случае допускать ошибок, потому что, можете не сомневаться, они это сразу заметят и дадут мне знать.  Во время подготовки я снова перечитал все романы Флеминга и составил из них своего рода "биографию" Бонда. На основе этого я попытался создать как можно более достоверный образ современного Бонда, к которому не было бы претензий со стороны его давних поклонников.

 Действительно, события в Вашей книге происходят в наши дни, а сам Бонд - молодой человек, родившийся в начале 80-х годов. Я родился в конце 70-х и вырос на фильмах и книгах о Бонде. И вдруг Джеймс Бонд оказывается младше меня. Я знаю, что Вы тоже выросли на книгах Флеминга, для Вас "юный" Бонд - это не странно?
— Даже очень. В моей книге он в два раза меня младше... Эта странность всегда присутствовала, просто я не заострял на ней внимание.  В 50-х и 60-х, когда я впервые познакомился с агентом 007, он всегда был для меня очень взрослым персонажем. Тогда, наверно, он был примерно такого же возраста, как мой отец, хотя мы никогда точно не знали возраст Бонда - Флеминг оставил этот вопрос в тумане. А тут у меня какой-то мальчишка просто в книге. Действительно, немножко странно.
Но, понимаете, в этом и была главная сложность. С одной стороны надо дать поклонникам достоверный образ, которого они ждут, а с другой, надо перенести его в XXI век. Перезагрузить, выражаясь современным языком. Создать нового Бонда, но такого, который нашел бы отголосок в сердцах его давних фанатов.

Так кто же всё-таки Ваш агент 007, это тот же Бонд, что у Флеминга, или новый Бонд, Бонд-младший? Какая между ними связь?
— Я бы сказал, на 99% это тот же Бонд. Оставшийся один процент - это то, что он не курит. Это тоже любопытно... Как и в "старом" Бонде, в нём по-прежнему много шарма, мужественности, стиля. Он нравится женщинам и вызывает уважение мужчин. Он не конформист, работает преимущественно в одиночку и по-прежнему имеет карт-бланш на свои действия. Однако я также усилил его романтическую сторону. Если вы помните, ранний Бонд в книгах Флеминга совсем не такой ловелас, как о нем принято думать. Наоборот, он искал постоянную спутницу жизни и даже был однажды женат (в книге "На тайной службе Её Величества"). Мой Бонд тоже романтик. И еще он не курит. Последнее по двум причинам. Во-первых, как вы знаете, в США, да и во многих западных странах, курить запрещено почти везде. Да и в социальном плане курить стало не модно, не клёво, если угодно.
Но есть и другая причина. Я советовался с друзьями в ЦРУ, и, хотя они говорили со мной неофициально, все в один голос заявили - шпион сегодня курящим быть не может.  Непременное условие для агента - это его незаметность, а ничто так не привлекает внимание сегодня, как человек с зажженной сигаретой. А главное, сигареты оставляют за собой след, по которому человека можно вычислить. На фильтре остаётся ДНК. Сам табак во всех сигаретах разный и, анализируя пепел, эксперт-криминалист может определить марку сигареты (это не выдумка). На основании этих данных можно узнать даже в каком именно магазине была куплена это пачка сигарет. В Лондоне и во многих других больших городах повсюду камеры наружного наблюдения, которые могут зафиксировать покупателя при выходе из магазина. Таким образом, курить для шпиона это не только не политкорректно, но и просто опасно. Я же хотел, что бы мой Бонд был хитрым профессионалом во всех отношениях.

  И снова Вы меня сами подводите к следующему вопросу. Вы славитесь той тщательностью, с которой собираете материал для каждой книги, и скрупулёзностью в деталях. Как Вы готовились писать книгу о Бонде?
Пожалуй, тут можно выделить три аспекта. Первый связан с географией и культурными особенностями. Бонд - британец, а, как вы знаете, американский и британский диалекты несколько отличаются друг от друга. Я специально пожил несколько месяцев в Англии, чтобы усвоить классическую британскую манеру речи и характерные фразы и обороты. То же касается тех мест, где Бонд должен побывать по ходу книги. Так, например, для описания его визита в ЮАР я изучал язык африкаанс, местную культуру и обычаи этого смешанного общества.
Во-вторых, как я уже упомянул, я собирал информацию об искусстве и технике шпионажа. Большая часть шпионской работы скучна и рутинна. Им приходится перелопачивать огромную массу информации для того, чтобы найти одно полезное зернышко. Но есть и интересные моменты. Смотрите, на вас и на мне туфли без шнурков. Будь мы шпионами, то скорее всего были бы шнурки, потому что с их помощью можно подать сигнал другому агенту, даже не встречаясь с ним глазами. Так, если бы я, например, подозревал, что здесь сидит агент КГБ... ой, мне, пожалуй, не стоит говорить о КГБ в интервью ТАСС...

Не волнуйтесь, КГБ уже не существует...
Ну, ФСБ или СВР, хотя я об этом ничего не знаю.  Так вот, если бы мне надо было предупредить кого-нибудь о присутствии вражеского агента, я бы непринужденно зашнуровал ботинки особым способом и таким образом подал бы своему коллеге сигнал опасности.
И, наконец, третий аспект касается изучения вопроса сбора мусора и утилизации отходов, потому что, как вы знаете, главный злодей книги "Карт Бланш" владелец целой империи этой индустрии.  Раньше я об этом ничего не знал. Вообще-то я стараюсь соблюдать экологическую чистоту, с другой стороны, у меня несколько автомобилей с большими двигателями, так что "зелёный" из меня не очень...  

Значит, работать над книгой для Вас - не только удовлетворение от самого процесса, но и способ больше узнавать о мире?
Именно так! Иногда работая над художественным произведением узнаешь больше, чем когда пишешь документальную книгу. Журналисты ведь тоже люди, которым интересен окружающий мир, и люди, которые в нем живут. Кстати, вот нам принесли, и я прошу Вас попробовать моё изобретение - коктейль Карт-Бланш.  Это виски Crown Royal и апельсиновый ликер Triple Sec. Бонд ведь тоже в книгах Флеминга предпочитает виски, а не мартини, как это принято считать. Как будет тост по-русски?

Ваше здоровье!  
Раз уж мы заговорили о спецслужбах, "старый" агент 007 - несомненно продукт и часть "холодной войны".  Однако "холодная война" закончилась. Какие, по Вашему мнению, современные вызовы стоят внимания самого Джеймса Бонда?
— Начнем с того, что я с самого начала сознательно не хотел обращаться к теме фундаменталистского терроризма. Ну, во-первых, уж очень избитая тема, а я несу ответственность перед читателем и должен придумывать что-то свежее и оригинальное. Персонажей, которые сражаются с исламскими фундаменталистами и так предостаточно.
Во-вторых, честно говоря, я считаю террористов людьми ограниченными и глупыми, хотя, может это и сделает меня мишенью для них в какой-то степени. Люди образованные и умные, даже если они и очень религиозны или патриотичны, всегда смогут если не принять, то хотя бы понять и уважать точку зрения оппонента. Они не опустятся до насилия, что бы доказать свою правоту. Я глубоко убежден, что самые чудовищные массовые преступления совершаются дураками. И мне не хотелось писать про дураков.  В книге "Карт Бланш" я хотел создать другую модель злодея. Мне интересна природа персонифицированного зла, личность зла, если хотите. К тому же эта книга основана на модели детективного романа, где вся картина происходящего неясна до самого финала. Бонд и читатель вместе с ним знают, что готовится что-то ужасное, но что именно и в каком масштабе, я не раскрываю, а лишь оставляю, как и положено в детективе, намеки на это по ходу действия. И всё это происходит на фоне личных переживаний самого Бонда, в атмосфере постоянной опасности не только для него, но и для его друзей и для девушки, в которую он влюблен. Мне мало интересны заговоры спецслужб или человека, сидящего в пещере где-нибудь в Афганистане. Куда страшнее, на мой взгляд, персонифицированное зло темной человеконенавистнической психологии антигероя, которую я исследую и в других своих книгах.  

Если не секрет, можно ли от Вас ожидать продолжения Бондианы?
К сожалению, у меня пока нет точного ответа на этот вопрос, он остался открытым. Мне было очень приятно работать с издателем Яна Флеминга. Это был новый для меня опыт, обычно я работаю один, пишу книгу и сдаю своему издателю. В случае же с Бондом, поскольку этот персонаж и авторские права на него принадлежат не мне, нужно было сочетать мою работу с виденьем издателя, обладающего правами на этот бренд. Книгу я написал полностью сам, но с учетом некоторых замечаний, касающихся не столько сюжета, сколько самого Бонда. Ну, например, стиля его одежды, он ведь настоящий британский денди.
Так что работать было интересно, но у меня так же есть контрактные обязательства по отношению к моему собственному издателю, в будущем году я должен выпустить книгу о похождениях моей героини Катрин Данс, а затем детектив о Линкольне Райме. С другой стороны, будем реалистами, если “Карт Бланш” понравится публике и станет хитом, я уверен, что время для новой книги о Бонде найдется.  

А кто, кстати, Ваш любимый актер, воплотивший Бонда?
Мне очень нравится Даниел Крэг, он похож на того классического Бонда, которого задумал Флеминг. Он и Шон Коннери. Понимаете, я не люблю нарочитую шутливость, которая часто встречается в Голливуде. Возьмите, например, "Смертельное оружие" с Мелом Гибсоном. Помните сцену, где на него нападает бандит, а он в него стреляет гвоздем из пневматического "молотка"? И шуточка: "Вот, пригвоздил". Но позвольте, погиб человек. Он может и бандит, и мы не желаем ему удачи, но у него может быть семья, дети, оборвалась человеческая жизнь. Шутить в этот момент, мне кажется, это принижать значение жизни в целом, и в какой-то степени это оскорбительно для зрителя.  Так что, я считаю, кино иногда слишком злоупотребляет иронией.

 О Вас известно, что Вы любите адреналин и экстремальные виды развлечений: гоночные машины, дайвинг, коллекционируете оружие. А были у Вас приключения, которым мог бы позавидовать сам Джеймс Бонд?
— Самые “бондовские” приключения у меня были, наверно, когда я собирал материал по тактике современного боя. Друзья из частного охранного предприятия, в основном бывшие полицейские и офицеры ЦРУ, пригласили меня сразиться в пейнтбол. Это было очень захватывающе. Я неплохой стрелок, даже когда-то участвовал в соревнованиях, но и соперники у меня подобрались, как вы понимаете, не новички. К тому же, я привык стрелять по мишеням, из разных видов оружия и из разных позиций, но я совсем не привык к тому, что мишени могут также вести ответный огонь! Убить тебя, конечно, не могут, но само ощущение, что на тебя охотятся, а ты охотишься на них несравнимо ни с чем.
Еще меня как-то пригласили пройти полигон тактической подготовки полиции специального назначения. Это был оборудованный по последнему слову техники компьютеризированный интерактивный видеозал. Тебе дают оружие, снаряженное специальными боеприпасами, и включают определенный сценарий, например, освобождение заложников во время ограбления в банке. На спину крепится электрод и, если с экрана в тебя стреляют, а первым выстрелить или, скажем, упасть на пол ты не успел, получаешь электрический шок прямо по почкам. Очень чувствительно, вполне достаточно, чтобы сбить с ног. И ситуации разыгрываются самые реалистичные. Так вот, иду я по коридору, а навстречу мне молодая, красивая женщина, явно испуганная. А тут еще с другой стороны какое-то движение. Ну, я на неё мельком глянул и решил - не опасно. А она достаёт дробовик - и в меня! В общем, мои друзья-полицейские долго смеялись над моей наивностью. Поднялся я с пола и решил, всё, одного раза достаточно, теперь буду смотреть в оба. И больше в меня никто не попал! 

Вы начинали свою карьеру журналистом, а потом стали юристом большой корпорации. Почему Вы никогда не пишете о своём опыте работы в финансовом мире?
Причина проста, я люблю и читать и писать книги где действия развиваются стремительно быстро. Сюжет "Карт Бланш", например, длится всего 4 дня. Бонд успевает побывать и в Сербии, и в Англии, и в Дубайе, и в Южной Африке. И почти в каждой главе борьба не на жизнь, а на смерть. Книги же о юридической практике или банковской интересны своим предметом, как блестяще продемонстрировал Джон Гришам, но по определению действие в них развивается гораздо медленнее. По той же причине мне неинтересно писать книги о каких-то долгих эпических событиях. В идеале мне хочется, чтобы мой читатель прочитал мою книгу в один присест, и именно к этому я всегда стремлюсь.

Вы бывали в России?
— Нет, к сожалению никогда.

А хотите поехать?
Очень хочу! И, не побоюсь сказать официально, хочу поехать зимой. Может это и звучит немного странно, но для меня главное в путешествии - это погружение в культуру принимающей страны. А Россия у меня ассоциируется с холодом и снегом. И потом, русская литература - поистине великое явление. Так что я очень бы хотел посетить вашу страну. Я путешествую где-то 3 месяца в году, собирая материал для книг, поэтому времени у меня будет немного, я бы его с удовольствием провел в Москве и Санкт-Петербурге.

Текст: www.itar-tass.com

Комментариев нет:

Admin Control Panel

Новый пост | Настройки
Макет | HTML | Комменты
Выход